Арт-ворота: инсталляция звуковой системы

Есть у нас в городе одно интересное место - творческая платформа Арт Ворота. Место красивое и интересное, про которое я когда-то писал в своём "Не Техническом" блоге.


Не так давно место набрало популярность как площадка для выставок, конференций, и иногда даже концертов. В связи с этим ко мне обратились из администрации заведения с запросом о поставке и монтаже звуковой системы для речевого и фонового музыкального сопровождения. "Развесить несколько небольших колонок по точкам" - примерно так вкратце мне описали то, что хотели бы видеть. Подо всё это имелся некоторый бюджет, который как раз был достаточен для покупки нового Public/Adress (вещательного) оборудования в нужном количестве.

Сначала я хотел отказаться, поскольку вещательными системами мы не занимаемся, и в то же время в городе уже есть компания, занимающаяся этим профессионально и готовая выполнить этот заказ. Тем не менее, поскольку само место мне показалось интересным и я ответил встречным предложением: сделать более мощную и гибкую систему, пригодную так же для небольших концертов, театральных представлений и кинопоказов.
Само собой, всё упиралось в бюджет: как "вписать" концертный комплект в стоимость вещательной системы типа магазин/вокзал? Демпингом мы не занимаемся, да и не выиграешь на нём много. Поэтому я предложил использовать в системе некоторые элементы Б/У.

Моё предложение сначала вызвало непонимание и ряд вопросов и сомнений.И первый вопрос - зачем это вообще нужно? Мы предоставили некоторые наработки и подсчёты и смогли убедить администрацию в том, что иметь возможность обеспечивать звуком небольшие мероприятия - лучше, чем отказаться от них вообще или постоянно прибегать к прокату.
Второй вопрос - недоверие к Б/У оборудованию и сложности с его официальным оформлением. На это у нас тоже был готов ответ: предложенное нами оборудование изначально было более высокого качества, чем то новое, которое можно было уложить в бюджет. Но - главное - поставка Б/У оборудования в некотором роде наш конёк: мы проводим полную его реставрацию, заменяя изношенные или устаревшие части новыми. Само собой, эта процедура предусматривалась и в этом случае. Таким образом на выходе должно было получиться более качественное оборудование почти в состоянии нового.


Когда, наконец, и это было согласовано, мы начали определять конфигурацию. Вместо плана-минимум решили ставить систему, которая сможет следующее:
  • Два радиомикрофона
  • Уверенная слышимость в любой части помещения; несколько акустических систем, распределённых по залу
  • Возможность разделения на "зоны" или "группы" - возможность отдельно регулировать громкость в отдельных частях помещения и даже запускать разные источники звука в разные части зала
  • Возможность интеграции с системой видеоконференций: нужно не только выводить звук из компьютера в зал, но так же и заводить в компьютер для последующей трансляции, причём с возможностью независимого выбора и регулировки источников.
  • Квадрофония для кинопоказов с соответствующей звуковой дорожкой.
  • В виду того, что должность звукотехника в штате заведения не предусматривалась, решено было добавить ещё такие требования: защита акустических систем и автоматический контроль громкости микрофонов.

    По предоставленному администрацией плану помещения мы по-быстрому набросали примерный план расположения аппаратуры.


    Где 1 - основные "фронтальные" АС концертного типа
    2 - стойка с аппаратурой, 3 - выносная пультовая, 4 - дополнительные "тыловые" АС, вещательные

    Было сразу решено, что будет как минимум пара более-менее мощных акустических систем с 15" НЧ динамиком и драйвером. А так же - компактный, но качественный и функциональный микшерский пульт, с достаточным количеством входных каналов, подгрупп (для реализации разделения по зонам), посылов и четырёхполосным полупараметрическим эквалайзером. Оборудование должно располагаться в стационарной стойке, внутри которой будет сделана вся коммутация. Так же предусмотрена возможность выноса пульта в зал - для этого всё оборудование подключили к пульту через мультикор.

    Итак, на выходе получилась такая схема:
    Ниже - мини-спецификация с комментариями. Итак,
  • Shure SM-58 беспроводный - 2 шт. Без комментарием.
  • AKG Perception 120 - самый недорогой конденсаторный микрофон, чтобы "снимать зал" во время работы с видеоконференцией.
  • Микшер Soundcraft K1 - самое лучшее, что у нас было на тот момент из компактных пультов. Действительно, при небольшом размере и количестве каналов этот пульт может "почти всё", что может стандартный, даже большой аналоговый пульт. И, к тому же, весьма хорош по звуку.
    Скоммутирован следующим образом: "зоны" вещания (отдельные усилители) - по подгруппам, и отдельный микс на трансляцию через интернет - через Aux. Так, воспользовавшись наушниками и кнопкой AFL для соответствующего AUX, можно отстроить отдельный микс, который будет отправляться другим участникам конференции.
  • Компрессор Long QuadComp. Ну вообще это легендарный прибор, про который очень много писали в интернете. Не буду отдельно сосредотачивать на нём внимание, скажу две вещи: работает и звучит он потрясающе, и сюда был выбрал потому, что его гораздо легче настраивать. Т.е. небольшую "подстройку" может производить даже неопытный техник, манипулируя только ручкой Threshold, т.к. компрессор, по-сути, Autogain.
    В процессе обслуживания ВСЕ потенциометры были заменены на новые.
  • Что касается обработки - здесь всё не совсем однозначно, поскольку её выбирали из того, что есть в наличии. Поэтому на "фронтальные" (основные) АС использовали цифровой компрессор Alto Altocomp с функцией двухдиапазонного лимитера (по НЧ и ВЧ), поскольку эта функция была в данном случае очень актуально: и речь будет нормально воспроизводиться в полном спектре, и вывести из строя динамики, выкручивая басы на электронной музыке будет сложнее.
    На пару тыловых колонок я использовал Celestion SRC1 MK2 Control system - проприетарный аналоговый сигнальный процессор для звукового вещательного комплекса фирмы Celestion. Выбрали его потому, что наши АС по характеристикам близки к тем, под которые спроектирован процессор. Его особенность в том, что сигнал с усилителя на акустические системы проходит через него же, и защита срабатывает по реально измеренному току и напряжению (мощности, соотв.), подводимому к АС.
    Колонки, которые работают на дальнюю от сцены часть зала, ближе ко входу, получают сигнал через линию задержки Digisynthetic DS 206, который компенсирует задержку при расстоянии 10,5м до фронтальных (основных) АС ("порталов"). Это влияет на разборчивость звука, в частности речи, что особенно актуально в таком специфическом помещении. Настраивали, к слову, по щелчку, контролировали потом по записи ударного соло. Разница (с / без) слышна.
  • Усилители: Eurosound D1200A на основные АС - тут без комментариев. Отдельного разговора стоят Респром ЕМС1511. Это болгарские вещательные усилители, которые отлично работают на низкоомную нагрузку, если исключить выходной повышающий трансформатор. Вообще усилители этим меня удивили сильно: звучат просто потрясающе хорошо, мощность выдают приличную (100 ватт на канал - честные, "уделывает" китайский усилитель с заявленными 300 ваттами), и при этом практически не греется. Активного охлаждения не предусмотено. За годы эксплуатации (а аппарат довольно старый) не претерпевал серьёзного ремонта, характеристик не утратил. Тем не менее был полностью обслужен, входные разъёмы DIN5 заменены на XLR.
  • Акустика: основные "фронтальные" АС - Eurosound CF115. Несмотря на посредственную репутацию бренда, работают и звучат отлично для своего ценового диапазона. Приятно порадовал конструктив: как не странно - прочный фанерный корпус, предусмотрены усиленные изнутри крепления для подвеса, фильтр 2-го порядка на НЧ и 3-го на ВЧ. В процессе подготовки привели в порядок внешний вид и заменили драйвер на более мощный P. Audio с коротким рупором.
    Тыловые АС и АС в дальней части зала (зона бара) - вещательные коаксиальные АС с 10" динамиков и 1" динамическим драйвером. Так же - несмотря на очень компактный размер, на удивление выдают хорошее давление и чистый, ровный звук.

  • В результате получилась действительно качественная и гибкая система с минимальными затратами на её монтаж и запуск. На сегодняшний день в заведении было проведено очень много мероприятий с задействованием нашей техники. Представьте себе ещё и экономию организаторов, если для выступления привозного артиста с довольно среьёзным райдером понадобилось брать в аренду только сабвуферы и мониторы! Все местные мероприятия площадка обеспечивает своей техникой.
    Цифр приводить не буду по просьбе заказчика, но скажу так: вся перечисленная система вместе с сервисными, монтажными и пусконаладочными работами по стоимости вышла в столько же, сколько стоила бы система из "6 вещательных АС + усилитель + 8 канальный микшер + 2 радио микрофона", купленных по магазинным ценам. При этом ни о каком демпинге не может быть и речи: работы была достойно оплачена, стоимость сформирована по следующему принципу: (стоимость часа работы специалиста)*(затраченное время) + (средняя стоимость б/у оборудования из нашей собственной статистики, собранной с торговых интернет-площадок ebay и avito) + стоимость материалов.
    Что мы этим хотим сказать? На самом деле в некоторой степени основная идея этого поста заключается в следующем: не стоит принимать первое коммерческое предложение, в котором фигурирует всё новое и "брендовое" в условиях ограниченного бюджета. Своим опытом мы неоднократно, как и в этот раз, доказывали и докажем ещё: грамотно обслуженное качественное Б/У оборудование прослужит дольше и лучше, чем новое эконом-класса. Заботьтесь о своих средствах и качестве своей продукции. Обращайтесь к проверенным специалистам.